Антон БАТАГОВ КОНТРАКТ СОЧИНЯЛЬЩИКА музыка для телеканалов НТВ и НТВ+
|
1. неспециальный репортаж 0:08 общее время 48:55
сочинено и записано в 1997-98 г. дизайн: Николай Шток
|
Весной 1997 года меня пригласили поработать композитором в телекомпанию НТВ. В мои обязанности входило сочинение всей той музыки, которая на телевидении именуется музыкальным оформлением, т.е. звучит в передачах и заполняет так называемое межпрограммное пространство. Длительность всевозможных заставок, шапок, отбивок и других тому подобных произведений варьируется в интервале от 3 до 30 секунд. Бывают, правда, и очень длинные: минута и более – для титров, прогнозов погоды, анонсов, обзоров новостей и прочих важных событий. Согласиться на это предложение было для меня непростым шагом. Прежде всего потому, что я должен был в очередной раз поставить перед собой ряд основных вопросов: Раньше я уже ставил перед собой подобные вопросы в различных ситуациях. Я был классическим пианистом, потом – пианистом, который играет в основном музыку ХХ века, потом – пианистом-авангардистом и композитором-авангардистом-минималистом, потом – композитором-постминималистом, который иногда сочиняет также музыку для театра, кино и "неформатных" телепередач, и каждый раз мне приходилось по-другому отвечать на вопрос "чем я занимаюсь". Но, похоже, на сей раз мне предстояло собрать вместе всё вышеперечисленное, пропустить через кухонный комбайн и посмотреть, что из этого получится. Итак, я принял предложение, после чего занимал должность штатного телекомпозитора НТВ около полутора лет. За это время было сочинено более 500 вещей. Как выяснилось, кроме музыкального результата у этой работы был и другой, если угодно, философский смысл. Когда сочиняешь нечто "серьезное", несиюминутное (композиторам всегда так кажется), то заботишься о том, чтобы сохранить узнаваемость своего стиля и неповторимость своей индивидуальности. У телевизионной работы другая задача и другой режим: она по определению сиюминутна, как новости, которые завтра уже будут вчерашними. Плоды этого творчества с утра до ночи лезут в уши телезрителей и отпечатываются в сознании, зато через год оформление телеканала будет выкинуто в помойку и заменено на новое. Поэтому в этом деле необходима спонтанность и умение мгновенно перевоплощаться и смотреть на себя и на происходящее с разных сторон. И тут вдруг выясняется, что музыкальная пьеса длиной 15 секунд – абсолютно полноценна. За это время можно успеть сказать о главном, а остальное просто не нужно. Когда после этого пишешь двухминутную вещь, то время выстраивается уже иначе: этих двух минут теперь хватает для "полнометражной" медитации. А тяжелые сомнения на тему "серьезность-несерьезность", "свое-чужое", "я-не я" на мгновение повисают в воздухе и исчезают навсегда, как пейзажи, созерцаемые из окна скорого поезда. Мы сидим и смотрим в это окно-телеэкран, а там постоянно мелькают события и люди, и нет ни малейшей возможности отличить так называемую реальность от так называемого вымысла. Поэтому остается только один выход: расслабиться и медитировать на полном ходу. Тогда всё происходящее в телевизоре, а заодно и все музыкально-стилистические приключения композитора NN предстанут перед нами в своем истинном виде: в виде абсолютной, никуда не спешащей, ни к чему не стремящейся, никому не принадлежащей, очень красивой полной пустоты.
А.Б., май 2007
|