Антон Батагов
___________________ Написано по заказу Центрального выставочного зала Манеж, Санкт-Петербург
___________________
Эта фортепианная сюита была написана по заказу петербургского выставочного зала "Манеж" для проекта, который называется "Покой и радость". В самом факте звучания музыки в выставочных залах нет ничего нового. Если набрать в поиске exhibition background music , вы найдёте целые коллекции музыки, "подходящей" для выставок любого типа. Это примерно как библиотеки готовых саундтреков для любого кино. Но в данном случае идея заключалась в создании оригинальной музыки, которая станет равноправным и неотъемлемым компонентом именно этой выставки, и – сочинением, которое можно слушать отдельно: на концерте или в записи. "Покой и радость" – путешествие по картинам русских художников XVIII – XIX – начала XX веков, на которых нарисована как бы идеальная жизнь. Та жизнь, в которой есть гармония и красота. Это состояние хочется запомнить и продлить. Куратор выставки Семён Михайловский сформулировал это так: "Идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации. Конечно, история была полна трагедий, но мы делаем акценты на мире благожелательном и умиротворенном, где Италия — место вдохновения, русская природа полна очарования, а в кругу семьи — тихие домашние радости". Куратор в данном случае делает то же самое, что делает современный музыкант, сочиняя музыку, в которой нет задачи "покорять пространство и время", а, наоборот, есть попытка услышать гармонию покоя, просвечивающую сквозь агрессивную суету и психоз сегодняшнего мира. Эта выставка предлагает людям, привыкшим к тому, что современное искусство – это Бэнкси, а классическое – Малевич, заново увидеть старые картины. Очень, по-моему мета-пост-транс-модернистский жест. Короче говоря, я согласился и написал 60-минутную сюиту. Италия как мечта, как образ и ориентир – и ее проекция на русское искусство. Италия всегда магически притягивала художников, писателей, музыкантов. В музыке – божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе – не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В сюите, которую я написал, "тема Италии" проходит сквозным пунктиром, как "Прогулка" в "Картинках с выставки" Мусоргского. Она возникает из еле слышных отзвуков, трансформируется и окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам – и исчезает во тьме новых времен.
(C) FANCYMUSIC 2021
___________________
|