Антон Батагов
ТОТ, КТО УШЕЛ ТУДА
рок-кантата

1. Тот, кто ушел туда
2. Последние слова Сенге Вангчука
3. Молитва Самантабхадры
4. Праджняпарамита
(Сутра о запредельной мудрости,
состоящая из одной буквы)

Общее время: 79:22


Александр Маноцков: вокал, гитара, дрына
Ася Соршнева: электроскрипка, электроника
Сергей Калачев “Grebstel”: бас-гитара, электроника
Владимир Жарко: барабаны
Антон Батагов: фортепиано

Ансамбль N’Caged:


Ольга Россини: сопрано
Арина Зверева: меццо-сопрано
Алена Парфенова: меццо-сопрано
Сергей Малинин: тенор
Дмитрий Матвиенко: бас
Илья Мовчан: скрипка
Сергей Полтавский: альт, электроника
Евгений Румянцев: виолончель

При участии Ламы Сонама Дордже [2]

 

(c) FANCYMUSIC 2017

 

КУПИТЬ

 

смотреть видеозапись концерта

"Тот, кто ушел туда" – так называл себя Будда (на пали и санскрите – татхагата). Он никогда не говорил "я". Туда – значит за пределы смерти и круга перерождений, именуемого сансарой. Уйти "туда" может не только тот Будда, который жил 2500 лет назад, но и любой человек. "Те, кто уходят туда", объясняют нам, как всё устроено, и показывают, какие препятствия мешают нам уйти туда же.

В основе моего сочинения – три древних текста.

"Последние слова Сенге Вангчука". Величайший йогин и мастер медитации Сенге Вангчук, живший в XI - XII веках, произнёс их в момент смерти, когда его тело растворялось в облаке радужного света. Это признак достижения высочайшей степени просветления.

"Молитва Самантабхадры". Этот текст был спрятан великим мастером Падмасамбхавой в IX веке, а в XIV веке найден другим мастером – Ригдзином Годэмом (1337-1408). Авторство приписывается изначальному Будде Самантабхадре. Несмотря на то, что Самантабхадра не является историческим лицом и никогда не жил на этой планете, нам посчастливилось получить несколько наставлений, возникших из его просветлённого ума. Эти тексты передавались на Землю так называемым держателям знания не физически, а в откровении, а они распространяли их среди обычных людей или прятали "до лучших времен", если в данный момент не было никого, кто мог бы обеспечить дальнейшую передачу в неискаженном виде.

В этой молитве содержится суть всего буддийского учения. Она показывает источник всех наших заблуждений и их следствия, а также предлагает способ освобождения от страданий и от причин страданий – негативных эмоций и двойственного восприятия. Согласно буддийским учениям, Самантабхадра воплощает просветлённое сознание, которое находится в каждом из нас, поэтому его слова можно расценивать как голос нашего незагрязненного потенциала. Услышав свой настоящий голос, мы начинаем пробуждаться от спячки неведения. В конце молитвы сказано, что все существа, которые услышат эти слова, достигнут просветления в течение трёх жизней.

(Комментарий Ламы Сонама Дордже)

Третий текст – "Поклон тридцати пяти буддам" (первая часть кантаты).

Молитва, подобная этой, есть во всех традициях. И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе есть множество слов, которые употребляются в качестве имен и описаний Бога. Это не имена разных богов, а атрибуты и ипостаси одной трансцендентной невыразимой сущности. В буддийской традиции есть практика раскаяния в своих грехах, при которой произносятся 35 имен – 35 эпитетов Того, Кто Ушел Туда, и выполняются простирания (земные поклоны).

В моем сочинении этот текст звучит не на тибетском языке, как два других, а на английском. Когда я впервые услышал его в одном монастыре, это был хороший английский перевод, поэтому эта молитва запомнилась мне именно в английской версии, и мне захотелось сохранить этот личный момент в музыке.

Отправляясь в это путешествие, вовсе не обязательно быть буддистом. Эти слова предельно универсальны. Они, как законы физики, не имеют религиозной принадлежности. Музыка – тем более.

А в четвертой, заключительной части, в качестве текста использована одна буква: А. Считается, что самая высшая мудрость, самое глубокое знание о том, как устроен мир, для изложения которого во всех тонкостях требуются сотни томов, может быть передано одной-единственной буквой А. Если долго распевать звук А, вслушиваясь в него, ты сам становишься этим звуком. Ты становишься тем, кто ты есть на самом деле, а знание о мире и о тебе самом проникает в тебя без слов и без философии.

 

АБ

_______________________________________________________________________________________________________

 

Отзывы слушателей

__________________

 

Спасибо! Это настолько потрясающе и вдохновляюще, как будто Сиддхартха, Иисус и (внезапно) Пелевин решили создать рок-группу, а инструменталистом взяли самого Кейджа!

 

Добрый день, Антон Александрович! Несмотря на то, что мы не знакомы лично, хотел бы Вас поздравить с премьерой, состоявшейся вчера в Петербурге, и поблагодарить и Вас лично, и Ваших коллег за концерт. Как мне думается, одной из основополагающих причин того, что концерт сложился, является абсолютная вовлеченность всех исполнителей, их со-авторство. Слушая и погружаясь в тексты, ощущал их абсолютную внеконфессиональность. Те же слова произносятся и в православии, и в суфизме, и в индуизме. Насколько важно ощущать общечеловеческое единство и родство. Пытаясь сложить внутренние ощущения в слова, пришел к пониманию невыразимости их. Да, наверное, слова и не столь важны. Для меня время концерта сложилось в ощущение Пути. Пути, который продолжается и сегодня. А после концерта, выйдя на улицу, и идя по вечернему городу, внутри было состояние покоя и внутренней улыбки. Очень сорадуюсь тем людям, кому еще только предстоит услышать Ваше сочинение. Еще раз большое спасибо за все те эмоции и состояния, которые Вы дали слушателям концерта.

 

Антон, большое спасибо вам и всем музыкантам за вчерашний концерт! Очень сильное воздействие. Что подобное я переживал на концерте Pink Floyd в Москве в 198...каком-то году в "Олимпийском". Но ваша музыка и исполнение чудесного коллектива музыкантов - очень зацепило. Необъяснимо, но факт. Магия случилась... до мурашек ...

 

От сердца большое спасибо Вам и прекрасным музыкантам, которых Вы собрали на сцене Светлановского зала, за рок-кантату "Тот, кто ушел туда". На одном дыхании... Спасибо. Небо в тот день было необычайно (я тоже не удержалась от фотографии) - на небе был Праздник... Вознесение, Концерт, Небо - всё создало такую неповторимую атмосферу радости и пробуждения! Молитва Самантабхадры была услышана... Все четыре части рок-кантаты - музыка, тексты - звучат в моих мыслях уже третий день...и окрыляют. Спасибо... Вы делаете прекрасное дело и объединяете столько людей для соприкосновения с тем, что истинно ценно.

 

Хоть ненадолго из мрака фейсбука
Вырваться -- это полезная штука!
На стишки меня подвИг день за компьютером, когда, хошь не хошь, заглядываешь в фб и непременно натыкаешься на агрессию, злобу, ехидство, мелкие проявления даже крупной натуры. И тут повезло…вечером попали в Дом музыки на Антона Батагова, исполнялась рок-кантата «Тот, кто ушел туда», положенные на музыку буддийские тексты и молитвы. Они до сих пор стоят у меня в голове, и в ушах, и в сердце. Музыку передать не могу, а слова – простые и правильные, зовут к добру и свету. Спасибо Антону, Александру Маноцкову, всем остальным музыкантам, артистичным и элегантным, за это прекрасное представление.

 

Билет на 9 июня купила одной из первых, но когда пришло время - оказалась даже не в России. На концерт пошла моя дочь И вот, что тут же ночью она мне написала и я безмерно благодарна всем, кто вызвал такие слова:
"В своей заполненной до отказа жизни иногда забываю, что есть еще и другая. И, вполне возможно, гораздо более наполненная смыслом, чем моя. Так как совсем поменять свою жизнь не могу сразу, то вот такие вырывания, пусть на 1,5 часа, но в места, наполненные чистым смыслом - они как еще один шаг вперед в развитии, в напоминании, что останавливаться не стоит, до просветления еще далеко:)

 

Концерт противоречивый, допускаю, понят не всеми, но я как самый последний ипохондрик пол-концерта проревела, остальную - чувствовала в себе простую, приятную, светлую радость!"

 

Огромное всем спасибо! Это было незабываемо! Сколько света и любви!

 

Здравствуйте,Антон! Всей семьей были на презентации рок-кантаты. Понравилось очень! Мы из Бурятии. Когда буддийские монахи читают молитву в Дацане, в душе легкость и радость. Такие же непередаваемые ощущения соприкосновения с мудростью жизни через музыку получили в тот вечер!

 

Это надо обязательно повторить!!!

 

Благодарю всех, создавших это чудо. очень жду запись, хочется поделиться с друзьями.

 

Мы с дочкой сегодня слушали. То, что вы сделали, вряд ли уместится в слово "Спасибо", но более выразительных слов я не знаю. Спасибо.

 

Поклон Вам, Антон, и всем, кто с Вами. Пожалуйста, выпустите запись этого произведения. Очень прошу.

 

Под огромным впечатлением от концерта! Благодарности всем ребятам и спонсорам, создавшим этот невероятный по ощущениям, проживанию и растворению в нем, экзистенциальный опыт! Жду запись и новых выступлений!

 

Спасибо вам, Антон и всем причастным!!! Словами не передать, какое это было волшебство! именно волшебство!!! по-другому не скажешь

 

Благодарю! Испытали восторг! Очень хочется продолжения. Это было самое для нас значительное в современном музыкальном звучании этой темы. Глубоко! Проникновенно! Не знаем аналогов такой композиции. Поэтому с надеждой и робостью будем ждать новых свершений! Спасибо за весь проект!

 

Спасибо за этот удивительный вечер, который мы провели в Доме Музыки. Поверьте, нечасто удается испытать то, что называется, увы, заезженным словом катарсис! И сделано все было легко, без пафоса, артистично, элегантно...и, конечно, прекрасная музыка!

 

Когда я смотрю/слушаю спектакли/концерты без очков, они все для меня идут будто сквозь мыльный раствор. Через туман, пелену, расфокус, тюль.
А вот "Тот, кто ушел туда" Антона Батагова - сочинение, которое само по себе окутано облаком, дымкой, неосязаемой пеной. Что с оптикой, что без нее. Это такой цветной ком, окруженный белизной, Миядзаки наяву, ходячий замок, утопающий в клубах и воздушной вате, что сплетается с голосом Алнесандра Маноцкова, музыкантами ансамбля N'Caged, зву ками струнных и ударных, пальцами Антона, занесенными над роялем.
Смотрели на небо час назад? Тогда вы прекрасно понимаете, о чем я.
Оно стабилизирует равновесие. Оно про то самое сознание усталое, что вдруг обретает перила на выщербленной лестнице. Оно про настройку четкости, призмы, определение минуса и плюса. Про веру, идею, национальность, что одна на всех.
Мое строптивое здоровье не позволяло некоторое время попадать на концерты Антона, а вот сегодня будто куда-то вернулась. Закрываю глаза, распахиваю, откидываю голову, поднимаю, утыкаюсь в колени, смотрю на экран, а вокруг сцены все равно неосязаемое молоко.
Теплое, домашнее, очищающее, пышущее спокойствием, наполненное тем самым сокровенным знанием тех, кто точно знает то, что там.

 

Слушаю "Тот, кто ушел туда" - такая мощь! все планы на сегодня - полетели прочь. Я очень далека от буддизма - а здесь - душа как натянутая струна - ожидает, ловит, что-то осознает. Боже мой - это целый пласт, который предстоит поднять! И на смену вопросу :"Почему я это пропустила?" пришло "Как хорошо, что я это встретила!!!". Продолжаю слушать...

 

В iTunes c 25 ноября 2016