SCHUBERT
Концерты в Москве и Петербурге (апрель / май 2021)
Отзывы слушателей (посты и комментарии в ФБ)

 

Я совсем не гожусь в музыкальные аналитики и, упаси Бог, не знаю, как НАДО, но...То, что мы имели счастье услышать, было Шубертом! В каждой ноте, в их созвучиях, и, конечно, в паузах (у Вас они, как редко у кого, предельно наполнены)...И это Шуберт. Со всей его изломанностью, и, в то же время, какой-то фантастической отстранённостью, на качелях между отчаяньем и Светом...

 

Спасибо за переход в другое измерение, хотя и невозможно полностью отключиться от того, что "за окнами".

 

Волшебство, которое помогает выдохнуть.

 

Вчера мы выпали из времени на время концерта. Было ощущение, словно нам позволили увидеть что-то вечное и скрытое. Всегда присутствующее, но не видимое. И Музыка звучала не для нас, а вне нас, для этого зала и для портретов и сквозь них и время. Спасибо, что приоткрыли нам эту завесу вечности.

 

Ощущение литургичности вчера было такое, что я все второе отделение простоял. 

 

Вся программа составлена в стиле своеобразного повествования. Это «книга», которую нам читал АБ в своей игре на инструменте. И была не только печаль, но и совершенно изящные маленькие шедевры в виде 17 лендлеров, блестящее скерцо из си-бемоль мажорной сонаты! Без этой музыки Шуберт был бы не Шуберт! АБ – один из немногих музыкантов, который имеет свою интерпретацию и не щеголяет техникой, а показывает красоту музыки. Причем можно отметить, что, даже когда он играл в «общепринятых» темпах, музыкальный материал (говоря строго теоретически) обретал новые краски, показывалось что-то интересное, что не показывали другие музыканты. Это ли не мастерство? Каждая пьеса исполнена была с ощущением того, будто эта музыка рождается прямо сейчас, в это время.

 

Вам удается делать этот мир лучше.

 

 

ВОЛНЕНИЕ
Концерты в Москве и Петербурге (апрель 2019)

Отзывы слушателей (посты и комментарии в ФБ)

 

Как чудесно, что есть такие музыканты и такая музыка, которые заставляют отключиться от пространства привычных значений и смыслов и погрузиться в пространство глубокого покоя, и одновременно с покоем - удивления, трепета, а иногда даже какого-то исступления от непередаваемого чувства красоты и любви.
Эта музыка ничего не навязывает, ничего не объясняет. Она скорее задаёт вопросы и побуждает обратиться к собственной глубине. К той глубине, где очень тихо, и куда каждый из нас может попасть только в одиночку. Туда, где кристаллизуется то, что я есть; то, что ты есть. Туда, где живёт любовь.
На этом концерте не чувствовалось границы, разделяющей прошлое и будущее, музыкантов и музыку из прошлого и настоящего - это было единое Здесь, единое Присутствие.
Это не столько концерт, сколько микро-ретрит, причем темный - в зале почти не было света, и на сцене тоже. 
Скромность и простота, с которой Антон Батагов ведёт себя на сцене, только подчеркивает его удивительный дар.
Чувствую огромную благодарность за этот опыт.

 

Я до сих пор разглядываю сокровища, унесённые с этого концерта

 

Было очень тонко и глубоко и по-настоящему волнующе. Музыка, словно весенний ручей, проникала и уводила вслед за собой. Огромное желание все переслушать заново, и не один раз. Меня даже настигали мысли, что очень хочется сесть на природе, на открытом воздухе и слушать эту музыку - настолько она гармонична и полна дыхания. 

 

Мы ехали с близкими домой после концерта и почти всю дорогую делились, описывали состояния, в которые нас погрузила эта музыка, эта темнота, что позволяла открываться навстречу потоку звуков и одновременно смотреть в себя. И наблюдать, как умиряется душа. Спасибо за эту встречу, за тишину, которая тоже звучала. За музыку, что продолжает звучать внутри. 

 

Это так прекрасно, что случился этот концерт, сегодня, здесь и сейчас ... На одном дыхании пролетели несколько часов музыки. Нет, волшебства. Проникновенный звук и потрясающие гармонии. Волнение? Да. Волнение удалось ... А не это ли и есть важное предназначение искусства?

 

Мы все падали вверх. 
Это был поток прозрачного света и любви
Это была абсолютная магия. Сколько любви в этой музыке.

 

Сердечно благодарю за музыку, за атмосферу концерта Это было настоящее падение вверх и настоящее человеческое счастье.

 

А у меня появилось ощущение невидимого присутствия Шуберта. И ещё было чувство полёта в хоккинговском космическом корабле, когда лететь придётся долго, возможно, не одну жизнь, но с такой музыкой и таким музыкантом и человеком есть шанс сохранить душевное здоровье.

 

Была открытием эта связь волнения и любви, и жить так намного лучше теперь. И впечатление вчера на концерте было камерным, несмотря на внушительные размеры зала, как будто бы автор делится чем-то со слушателями как с друзьями, которые пришли к нему в гости.

 

Когда-то давно я придумал, что постановка пьесы или просто публичное исполнение стихотворения интересно, когда вносится что-то своё, чего изначально не было в пьесе или в тексте стиха.
Чем интереснее исходный "материал", тем сложнее добавить к нему "своё" - планка высока.
Это исполнение добавило Шуберту и Глассу фантастическую глубину и красоту. Кажется, я впервые слышал такого Шуберта.

 

Это был один из лучших концертов, где я перемещалась из Нью-Йорка в осенний Стокгольм и обратно, в пустую и тяжелую Москву. Был Шуберт в исполнении Антона Батагова, где переход в основной теме из мажора в минор мне скручивал внутренние органы, я внешне непроизвольно рыдаю, а внутри непосильная светлая радость, и эта дихотомия Шубертовская - она меня разорвала. Такое нежное мертвое исполнение, где Антон, почти не шевелясь, извлекает все состояния разом, в котором каждый музыкальный акцент отправлял к Лесному царю детства, тащащим на каждую триоль меня за волосы в таинственный лес. Филип Гласс - красота невыразимая, у меня в первом отделении такой катарсис случился, что второе отделение с саундтреком к Вырыпаеву я уже просто спокойно провела в прогулке по Нью-Йорку. А дома упала - и словно мертвая заснула протяжным долгим сном рядом с этой музыкой. Нужно все таки как-то чаще ходить к музыке напрямую, чтобы эта сильная духовная работа, которая происходит на подобных концертах, была иногда намного точнее и чище, чем литургия рассеянного света. Спасибо Антону за столь редкие переживания прекрасной осени весной. Спасибо отдельное за Шуберта, которого я так люблю в исполнении Юдиной. И она словно оживает рядом, и мы словно заново живем.

 

Взаимодействие со звуком потрясло свободой от канонов, объёмом и высокой тишиной. Это редкость. Всегда боюсь за филармонический зал - слишком академично и высокомерно порой. Но Антон «пробивает» своей Тишиной даже это пространство.

 

Перефразируя название произведения Шуберта, которое Антон играл на бис, его музыка и концерты - это покой. И как бы ни было тяжело в этот период, приходишь на такой концерт - и уносишься на время туда, где все хорошо, и эмоции просто вырываются наружу. Поэтому каждый его концерт это маленькая личная радость и счастье. Спасибо Антону за то, что он так транслирует гармонию людям.

 


ГДЕ НАС НЕТ
Письма игумении Серафимы

Мировая премьера на Дягилевском фестивале, Пермь, 20 мая 2017 года.

Отзывы слушателей

 

Сегодня я узнала об игумении Серафиме и услышала эту музыку. Ещё подростком, читая Антония Сурожского и Евангелие, Розанова и отца Павла Флоренского, я навсегда соединилась с той Россией, моей настоящей Родиной, которой больше не было. Я выросла в Брянске, там большевики взорвали все монастыри и храмы, а нынешние власти доломали остатки тех домов, которые ещё что- то говорили мне о самом главном, об истоках, о культуре, о другой жизни и других смыслах. Я люблю нашу церковь и Господа, моё сердце сегодня очистилось. Я плакала и плакала, молилась Богу и этой святой женщине, великой для меня теперь и родной. То, что она смогла выдержать, ее слова, время и судьба – все передала музыка. Удивительно: здесь, в Перми, я примирилась. Я хожу по старому городу, знаю, что дух моей державы жив. Спасибо.

 

Обычно, идя на концерт, ты идешь послушать хорошую музыку, восхититься талантом или удивиться виртуозности артиста, но иногда все это не происходит. Сегодня со мной на концерте Антона Батагова ничего этого не произошло, а случилось нечто большее.
Это был не концерт, это была молитва, настолько сильная, что до сих пор я нахожусь под впечатлением и в чувствах, которые мне трудно скрыть, потому что слезы катятся из глаз до сих пор, и это невозможно остановить, настолько глубоко меня тронула эта музыка, эти письма. Она наполнила меня какой-то безграничной любовью, любовью к своим близким. Ты уже не слушаешь музыку, она проходит через тебя, ты не оцениваешь ее, нравится она тебе или нет, ты уже наполнен ею, ее силой. Ты не оцениваешь талант и виртуозность автора, ты проникаешься его переживаниями, ты чувствуешь то же, что и он. Спасибо за эту силу, доброту, милосердие, человечность. Обычно я не пишу ничего подобного, но сегодня мне трудно сдержать чувства...

Я думала, что больше не люблю людей, а оказалось, что да, все еще крепко люблю и восхищаюсь, и хочется всех обнять, просто так и от сердца.

 

Это тот градус красоты, когда боль переходит в свечение.

 

"Где нас нет" - до глубины души трогающее, пронзительнейшее произведение. В нем все составляющие слились в единое целое. Форма и содержание переплелись друг с другом, "проросли" друг в друга. Это тотальная "история" миллионов семей... Это история о любви и "русской голгофе XX века". И финал был прекрасен. С фотографиями и звенящей тишиной. Если бы все зрители так и покинули зал в полном безмолвии - было бы божественно...

 

Письма – нечто очень интимное, личное, сокровенное. Через письма можно лучше понять другого человека. Как жаль, что сегодня эта форма утеряна: мы сами похоронили ее в скоростях интернета, сожгли сокращениями, уничтожили закавычиванием главных слов. С егодня Антон Батагов сыграл письма. Эти строки когда-то вышли из-под пера Игуменьи Серафимы, а он создал музыку, вчитавшись в них. Не проиллюстрировал. Передал свои ощущения. Тут и радость, и тоска, и колокольный звон, и вера, и волнение, и лучи солнца, и холод монастырской обители, и свет, и мрак ночи, и отзвуки Родины. Буквы будто слетали с пальцев Антона. Выстраивались в строки. "Как много хочется сказать, но разве бумага передаёт все то, чем полно сердце?"

 

Меня переполняли чувства и я долго не могла уснуть, я написала своим родным, как я их люблю, они сразу начали мне перезванивать – мол, что случилось, а ведь ничего не случилось, просто мы отвыкли говорить "я тебя люблю, я счастлив, что ты у меня есть".

 

За 1,5 часа жизнь простой и великой женщины. Величие ее в честно прожитой всей жизни, без остатка. О вечном, о самом важном. О любви к ближнему. Так честно и просто до пронзительности о светлом жизненном пути Игуменьи Серафимы.

 

Как светлы и прекрасны могут быть монотонные будни! Ведь они наполнены любовью. И письма - лаконичны, без изысков, они излучают ровный свет, свет любви, заботы и тепла. И простая мелодия с монотонными повторяющимися аккордами…

 

Сегодня хочется поговорить о том, что произошло с нами во время и после концерта.
Человек, рояль, голос, руки, мелодия, проникающая в самую душу. Слезы. Отклик души. Мастер, позволивший задуматься над своей жизнью, прожив чужую за эти 1,5 часа.
Спасибо за возможность переживать и любить. За возвращение к себе.

 

Искусство – беспощадно. Оно следует туда, куда ты сам себе не всегда разрешаешь заходить. Оно сопровождает тебя в самые печальные и глубинные моменты твоей души. И как прекрасно, когда человек, осознающий свою судьбу, просто своим мастерством может сделать на сцене то, что снимает дистанцию между слушателем и исполнителем.
Океан истории человеческой памяти задышал, заволновался. Потоки воспоминаний хлынули своею мощью. Прошлое, потери и радости, нежность и боль заиграли музыкой в душе. Слова писем мелодией лились в пространстве зала и пробуждали внутренний свет. Наедине с собой и миром мы стояли над бездной и беседовали с вечностью. Мы шли через человеческое торжище, через кладбище, через рождение в Свет!

 

"Где нас нет"… Диалог с собой.

 

В музыке Антона слышны выкристаллизованные, чистые, глубокие переживания человека, переданные одним только фортепиано. Традиционно в темноте. На экране, когда прекратилась музыка, появились фото из личного архива семьи Наталии Янсон. Антон зажег свечу над могилой. Тишина. Встающий зал для почтения памяти. Та самая тишина, говорящая слышнее, чем самая громкая музыка. Это очень глубоко и очень тонко.
Курентзис вспомнил недавно на встрече фразу своего духовного наставника о необходимости регулярной «стирки» души (как белья). Спасибо за слезы, которые никак не остановятся. Спасибо за мысли.

Фото © Эдвард Тихонов для Дягилевского фестиваля

 

ТОТ, КТО УШЕЛ ТУДА

Концерты в Москве и Петербурге (июнь 2016)

Отзывы слушателей

 

Спасибо! Это настолько потрясающе и вдохновляюще, как будто Сиддхартха, Иисус и (внезапно) Пелевин решили создать рок-группу, а инструменталистом взяли самого Кейджа!

 

Добрый день, Антон Александрович! Несмотря на то, что мы не знакомы лично, хотел бы Вас поздравить с премьерой, состоявшейся вчера в Петербурге, и поблагодарить и Вас лично, и Ваших коллег за концерт. Как мне думается, одной из основополагающих причин того, что концерт сложился, является абсолютная вовлеченность всех исполнителей, их со-авторство. Слушая и погружаясь в тексты, ощущал их абсолютную внеконфессиональность. Те же слова произносятся и в православии, и в суфизме, и в индуизме. Насколько важно ощущать общечеловеческое единство и родство. Пытаясь сложить внутренние ощущения в слова, пришел к пониманию невыразимости их. Да, наверное, слова и не столь важны. Для меня время концерта сложилось в ощущение Пути. Пути, который продолжается и сегодня. А после концерта, выйдя на улицу, и идя по вечернему городу, внутри было состояние покоя и внутренней улыбки. Очень сорадуюсь тем людям, кому еще только предстоит услышать Ваше сочинение. Еще раз большое спасибо за все те эмоции и состояния, которые Вы дали слушателям концерта.

 

Антон, большое спасибо вам и всем музыкантам за вчерашний концерт! Очень сильное воздействие. Что подобное я переживал на концерте Pink Floyd в Москве в 198...каком-то году в "Олимпийском". Но ваша музыка и исполнение чудесного коллектива музыкантов - очень зацепило. Необъяснимо, но факт. Магия случилась... до мурашек ...

 

От сердца большое спасибо Вам и прекрасным музыкантам, которых Вы собрали на сцене Светлановского зала, за рок-кантату "Тот, кто ушел туда". На одном дыхании... Спасибо. Небо в тот день было необычайно (я тоже не удержалась от фотографии) - на небе был Праздник... Вознесение, Концерт, Небо - всё создало такую неповторимую атмосферу радости и пробуждения! Молитва Самантабхадры была услышана... Все четыре части рок-кантаты - музыка, тексты - звучат в моих мыслях уже третий день...и окрыляют. Спасибо... Вы делаете прекрасное дело и объединяете столько людей для соприкосновения с тем, что истинно ценно.

 

Хоть ненадолго из мрака фейсбука
Вырваться -- это полезная штука!
На стишки меня подвИг день за компьютером, когда, хошь не хошь, заглядываешь в фб и непременно натыкаешься на агрессию, злобу, ехидство, мелкие проявления даже крупной натуры. И тут повезло…вечером попали в Дом музыки на Антона Батагова, исполнялась рок-кантата «Тот, кто ушел туда», положенные на музыку буддийские тексты и молитвы. Они до сих пор стоят у меня в голове, и в ушах, и в сердце. Музыку передать не могу, а слова – простые и правильные, зовут к добру и свету. Спасибо Антону, Александру Маноцкову, всем остальным музыкантам, артистичным и элегантным, за это прекрасное представление.

 

Билет на 9 июня купила одной из первых, но когда пришло время - оказалась даже не в России. На концерт пошла моя дочь И вот, что тут же ночью она мне написала и я безмерно благодарна всем, кто вызвал такие слова:
"В своей заполненной до отказа жизни иногда забываю, что есть еще и другая. И, вполне возможно, гораздо более наполненная смыслом, чем моя. Так как совсем поменять свою жизнь не могу сразу, то вот такие вырывания, пусть на 1,5 часа, но в места, наполненные чистым смыслом - они как еще один шаг вперед в развитии, в напоминании, что останавливаться не стоит, до просветления еще далеко:)

 

Концерт противоречивый, допускаю, понят не всеми, но я как самый последний ипохондрик пол-концерта проревела, остальную - чувствовала в себе простую, приятную, светлую радость!"

 

Огромное всем спасибо! Это было незабываемо! Сколько света и любви!

 

Всей семьей были на презентации рок-кантаты. Понравилось очень! Мы из Бурятии. Когда буддийские монахи читают молитву в Дацане, в душе легкость и радость. Такие же непередаваемые ощущения соприкосновения с мудростью жизни через музыку получили в тот вечер!

 

Это надо обязательно повторить!!!

 

Благодарю всех, создавших это чудо. очень жду запись, хочется поделиться с друзьями.

 

Мы с дочкой сегодня слушали. То, что вы сделали, вряд ли уместится в слово "Спасибо", но более выразительных слов я не знаю. Спасибо.

 

Поклон Вам, Антон, и всем, кто с Вами. Пожалуйста, выпустите запись этого произведения. Очень прошу.

 

Под огромным впечатлением от концерта! Благодарности всем ребятам и спонсорам, создавшим этот невероятный по ощущениям, проживанию и растворению в нем, экзистенциальный опыт! Жду запись и новых выступлений!

 

Спасибо вам, Антон и всем причастным!!! Словами не передать, какое это было волшебство! именно волшебство!!! по-другому не скажешь

 

Благодарю! Испытали восторг! Очень хочется продолжения. Это было самое для нас значительное в современном музыкальном звучании этой темы. Глубоко! Проникновенно! Не знаем аналогов такой композиции. Поэтому с надеждой и робостью будем ждать новых свершений! Спасибо за весь проект!

 

Спасибо за этот удивительный вечер, который мы провели в Доме Музыки. Поверьте, нечасто удается испытать то, что называется, увы, заезженным словом катарсис! И сделано все было легко, без пафоса, артистично, элегантно...и, конечно, прекрасная музыка!

 

Когда я смотрю/слушаю спектакли/концерты без очков, они все для меня идут будто сквозь мыльный раствор. Через туман, пелену, расфокус, тюль.
А вот "Тот, кто ушел туда" Антона Батагова - сочинение, которое само по себе окутано облаком, дымкой, неосязаемой пеной. Что с оптикой, что без нее. Это такой цветной ком, окруженный белизной, Миядзаки наяву, ходячий замок, утопающий в клубах и воздушной вате, что сплетается с голосом Алнесандра Маноцкова, музыкантами ансамбля N'Caged, зву ками струнных и ударных, пальцами Антона, занесенными над роялем.
Смотрели на небо час назад? Тогда вы прекрасно понимаете, о чем я.
Оно стабилизирует равновесие. Оно про то самое сознание усталое, что вдруг обретает перила на выщербленной лестнице. Оно про настройку четкости, призмы, определение минуса и плюса. Про веру, идею, национальность, что одна на всех.
Мое строптивое здоровье не позволяло некоторое время попадать на концерты Антона, а вот сегодня будто куда-то вернулась. Закрываю глаза, распахиваю, откидываю голову, поднимаю, утыкаюсь в колени, смотрю на экран, а вокруг сцены все равно неосязаемое молоко.
Теплое, домашнее, очищающее, пышущее спокойствием, наполненное тем самым сокровенным знанием тех, кто точно знает то, что там.

 

Слушаю "Тот, кто ушел туда" - такая мощь! все планы на сегодня - полетели прочь. Я очень далека от буддизма - а здесь - душа как натянутая струна - ожидает, ловит, что-то осознает. Боже мой - это целый пласт, который предстоит поднять! И на смену вопросу "Почему я это пропустила?" пришло "Как хорошо, что я это встретила!!!". Продолжаю слушать...