Слова. Антон Батагов  
 
   

ПИСЬМА ИЕРОМОНАХА ДАМИАНА

 

 

Предисловие Антона Батагова

 

Дело было весной 2008 года. Я получил email от моего коллеги Павла Карманова: «Я тут переписываюсь с неким иеромонахом Дамианом, который интересуется минималистской музыкой и спрашивает твой адрес. Ты не против, если я ему его сообщу?» Конечно, я был не против. В тот же вечер я получил письмо от этого человека. Всего несколько простых вопросов, но было в них что-то такое, что я сразу почувствовал: это человек незаурядный. Мы начали переписываться, и буквально сразу наше общение стало таким глубоким и искренним, как будто мы давно знакомы.

Иеромонаху Дамиану 32 года, и живет он в Подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря. Их там трое: два иеромонаха и один монах. Это самый северный монастырь в мире. Кольский полуостров, пос. Печенга.

Я должен сказать, что, пожалуй, ничего подобного я в своей жизни не встречал. Честное слово, трудно себе представить, что в наше время в нашей стране есть люди столь цельные и чистые, столь целеустремленные в том, что следовало бы назвать «духовной практикой», но не хочется пустых пафосных слов. Когда мы читаем книги о подвижниках прошлых времен, то это нас, безусловно, впечатляет, но мы тут же автоматически как бы извиняемся сами перед собой за то, что нам сейчас так слабо. Дескать, раньше такое было возможно, а теперь времена не те, и жизнь другая. Оказывается, сейчас такое тоже возможно. Но ведь мы настолько упоены всем происходящим в современной «цивилизации», что у нас нет никакого желания даже задуматься о чем-то ином. Нам кажется, что жизнь – это именно то, как живем мы, а религия, монашество, отшельничество – это какая-то архаическая экзотика. Я вовсе не собираюсь доказывать обратное. Это было бы просто глупо; на такой подвиг длиной в целую жизнь действительно способны единицы. Вопрос только в том, к чему придем в конце жизни мы, живущие «цивилизацией», и к чему придут они. А поскольку конец жизни может наступить в любую секунду, то подобное сравнение – это отнюдь не абстракция. Нас ведь не спросят, сколько у нас лимонов баксов, особняков и яхт, и на какой тачке мы перевозим свое тело. Не спросят, сколько симфоний и саундтреков мы сочинили, сколько дисков мы записали. Спросят о другом.

Тот слог, которым иеромонах Дамиан выражает свои мысли – это уже нечто из разряда «так не бывает». Такое чувство, будто мы из 21-го века перенеслись на несколько столетий назад. Наш язык давно превратился в жаргон, с помощью которого мы обмениваемся емейлами и смсками. Поэтому когда молодой человек 32-х лет от роду в 2008-м году изъясняется ТАК, то вся система координат меняется. И даже не в стиле тут дело. В конце концов, сейчас многие интеллектуалы красиво пишут. Но о .Дамиан не то что не претендует на какой-то интеллектуализм, а у него даже высшего образования нет. Зато в каждом его слове – какое-то совсем другое качество, другая искренность и другая сила. У него нет такой задачи – доказать кому-то свое превосходство или кого-то в чем-то обвинить. Нет, разумеется, и желания изъясняться красиво и стилистически изысканно. Он просто делится своим восприятием бытия. Читая его слова, я в очередной раз убеждаюсь в том, что нет никакой принципиальной разницы между христианством и буддизмом. Он буквально слово в слово говорит то, что говорили буддийские подвижники сотни и тысячи лет назад, и говорят сейчас. Но слова о .Дамиана – о том, к чему он пришел сам; о том, чему нельзя научить. Такое отношение к миру и к себе нельзя перенять у кого-то. Если ты не переживаешь этого сам, то можно сколько угодно повторять и цитировать слова любых святых – и всё равно это будет ложь.

И при этом у о .Дамиана нет ни капли гордыни. Он убийственно самокритичен. И это естественно. Опять же, если почитать, что писали о себе великие буддийские мастера прошлых времен, то там не просто самокритика, а я даже не знаю, как это назвать. Только и говорят о себе в таком духе, что, дескать, занимаюсь полнейшей ерундой, ем, хожу
по нужде и сплю, и больше ничего, а как доходит дело до духовной практики, то вместо этого – лень и полнейшее извращение всего того, чем надо заниматься. Вместо практики – один самообман. И это пишется с такой горечью, что ясно: это не для позы и не ради красного словца, а потому, что они искренне и горячо понимали, что такое настоящая духовная практика, и сколь беспощадным по отношению к себе надо быть, чтобы хоть что-то успеть.

Иеромонах Дамиан сегодня, в 21-м веке, на практике, а не на словах продолжает тот путь, по которому шли и наши русские святые, жившие несколько сотен лет назад. И только на таких людях и держится Россия, пока мы тут в Москве предаемся мракобесию.

Но при всём при этом о .Дамиан – абсолютно современный человек. Он признаётся, что один из тех грехов, которые он никак не может преодолеть – это интерес к музыке и кино. И наш с ним разговор на эти темы ( при том, что он постоянно извиняется за некомпетентность) лично мне кажется гораздо более интересным и глубоким, чем разговоры со многими «компетентными» в этой области людьми. Какой смысл в компетентности, если за нею – мертвый вакуум? А суждения о .Дамиана неожиданно оказываются обезоруживающе точными, потому что он воспринимает искусство на том уровне, о существовании которого многие профессионалы просто не подозревают.

Удивительно и то, что в обсуждении религиозных и нравственных вопросов между нами нет вообще никакого барьера. Собственно, так и должно быть. Вспоминаю слова Далай-ламы о том, что один христианский священник однажды сказал ему: Вы настоящий христианин! Надеюсь, о .Дамиан не обидится, если я скажу ему: Вы настоящий буддист!

Итак, перед вами – письма, которые написал мне Иеромонах Дамиан (с некоторыми сокращениями). Разумеется, я спросил его разрешения на то, чтобы разместить их на моем сайте. Я не стал выкладывать всю нашу переписку, так как моих текстов на сайте и так более чем достаточно. В данном случае мне хотелось, чтобы получился именно монолог о .Дамиана. Даже когда он задает вполне конкретные вопросы, на которые я даю ему столь же конкретные ответы, эти вопросы интересны сами по себе, и пусть они просто станут частью этого монолога . Я с огромной радостью предоставляю вам, уважаемые читатели, возможность познакомиться с этим удивительным человеком. А наша переписка продолжается. И я очень благодарен Паше Карманову за такой подарок!

 

А.Б., июль 2008

 

 + + +

 

 

 

Доброй ночи!

Спасибо, что разрешили написать Вам! Давно хотел поблагодарить Вас за музыку, которую Вы пишете и исполняете (мне кажется, это тоже важно – как исполнить и "оживить" уже давно написанную и множество раз сыгранную классику). Но нигде не находил Ваш адрес. Если не сочтёте нескромными некоторые вопросы, то можно ли получить на них хотя бы краткие ответы?

На Вашем сайте написано, что Вы по принципиальному решению перестали играть на концертах. Это связанно с Вашей верой и философией или есть другие причины?

Нравится ли Вам музыка Мартынова, Пелециса и Карманова, или это дань дружбе и уже вчерашний день?

Очень понравилась музыка к фильму "Вдох-выдох". Давал прослушать знакомым батюшкам, и всем тоже понравилось. А Вам приходилось писать под заказ для фильмов, к которым не лежит душа? И есть ли, кроме Дыховичного, авторы, с которыми Вы всегда готовы сотрудничать?

Хочется задать ещё много вопросов, но боюсь показаться настойчивым и занудным. Я простой слушатель, и в музыке плохо разбираюсь, но меня зацепили некоторые вещи Пелециса, Мартынова, Ваши и Карманова, и вот по мере возможности стараюсь собрать кое-что из современной серьёзной музыки. Простите за неграмотность и корявый пафосный слог. Всегда буду рад Вашим новым дискам и произведениям.

С уважением и поклоном,


иеромонах Дамиан

 

-----------------------------------

 

Мир Вам!

Спасибо за подробное и содержательное письмо.

Как-то в живом журнале у Павла Карманова было объявление, что нужен хозяин для белой кошечки. Нашёлся ли таковой, и много ли в питомнике, которому Вы помогаете, питомцев? Мы бы взяли, да живём в Мурманске. Дом у нас деревянный, и мышей и крыс много, особенно весной, когда затапливает подвалы. Мы тоже взяли пушистого кота Басю из нашего питомника. Он старый, беззубый, но мышей ловит.

Разделяете ли вы концепцию Владимира Мартынова о конце времени композиторов, или это относительная теория, и для каждого она понимается по-своему? Очень понравился его диск "Опус пост", который Вы исполняете совместно с Алексеем Любимовым. А какая, на ваш взгляд, самая цельная и глубокая вещь написана Владимиром Мартыновым?

В последних альбомах Вы всё глубже и глубже погружаете слушателей в мир восточной философии, в Буддизм. Вы бываете на Тибете, общаетесь с Ламами. А давно ли Вы пришли к вере, и что способствовало этому (простите, если вопрос покажется нескромным)? В связи с этим, не стало ли для Вас понятие России и Родины чем-то абстрактным или отвлечённым? Как Вы относитесь к другим религиям?

Тут звонил знакомый батюшка, которому я дал послушать Ваши записи, и он в последнее время "подсел" на них. Просил передать Вам поклон и поблагодарить за это.

Вот Павел Карманов жалуется, что приходится писать музыку на заказ, к которой душа не лежит, а симфониями не прокормиться. А Вам, чтобы оставаться независимым от окружающего фаст-фуда, примитивизма и пошлости, не приходится изменять себе и своим принципам? Нет ли у Вас ещё каких-нибудь приработков кроме музыки, чтоб содержать семью? Ведь так трудно в наше время оставаться принципиальным и верным себе.  

Прошу прощения за множество вопросов, за праздное любопытство. Просто надоел хаос музыкальной пошлости, который обрушился на нашу страну. Классика заезжена до невозможности, фольклор – опопсел. Остались лишь духовные песнопения, да и то они становятся частью концертов. Хочется лучше понять лучшее, что сочиняется и исполняется в нынешнее время. И вот по воле Создателя мне попались Ваши работы и близких Вам по духу авторов. Мне кажется, что музыка всегда будет. Ведь ангелы вечно воспевают Творца, а значит, как говорит Георгий Пелецис, главное для любого исполнителя и сочинителя – это подслушать музыку небесных сфер и передать на землю.

Если разрешите, я и в будущем буду иногда докучать Вам своими бесхитростными и дилетантскими вопросами. Ещё раз благодарен за доверие и время, потраченное на мои многочисленные вопросы.

С уважением и поклоном

иером .Дамиан

 

----------------------------------------

 

Мир Вам!

Опять не ожидал, что так скоро и подробно ответите на моё письмо, звучащее банально  и примитивно, состоящее из одних вопросов, которые задают в каждом интервью. Спасибо.

Вы совершенно правы, что монахам не пристало смотреть на мир, который лежит во зле, а горе возносить сердца. Грешен и сокрушаюсь о своей немощи и неспособности порвать все греховные нити, связывающие меня с миром. Но изо всех сил стараюсь не плыть по течению, а оставаться верным Христу, монашеским обетам и священническим клятвам.

Мы – братия Подворья Трифонов Печенгского мужского монастыря. Сам монастырь находится в 150 км от Мурманска в пос. Печенга, что на границе с Норвегией и Финляндией, и является на данный момент самой северной православной обителью в мире. Нас трое: два иеромонаха и один монах. Каждый день справляем суточную  череду богослужения и почти не выходим в мир. Времени между службами остаётся мало, и заполняем его самообразованием. Сейчас  ведётся строительство комплекса нового Подворья в стиле северного храма 17 в. Летом начнём строить сам монастырь. Если Вас заинтересует история нашей обители и житие её основателя – прп .Трифона Печенгского, то с радостью могу выслать на Ваш адрес книгу о нашей обители и иконочки с изображением Преподобного. Прощу не смущаться и задавать любые вопросы касательно нашего быта и истории обители и края. Правда, у меня только школьное образование, и я совсем не имею опыта, ни духовного, ни житейского. Мне 32 года, а братии и того меньше. Мало кого из светочей духовной и богословской мысли привлекают наши суровые и крайние широты. Это когда-то сюда приходили подвижники и основывали скиты или обители, а сейчас наоборот все уезжают в центр и на юг России. Но мне нравится наш Кольский север. Я здесь родился и вырос. Хочется остаться верным до конца жизни своей малой Родине, которая меня вскормила, воспитала и открыла смысл моих духовных исканий. Наш монастырь – единственный на Кольском полуострове и возрождается в муках. Хочется быть участником и посильным соработником этого великого чуда – восстановления духовного уклада Русского севера.

А увлечение музыкой у меня началось, когда я был ещё послушником и интересовался знаменным пением. Нам посоветовали книгу В.Мартынова "История Богослужебного пения". Действительно замечательная книга. Потом через некоторое время узнал, что это тот Мартынов, музыка которого мне так понравилась в "Михайло Ломоносове" и "Холодном лете 53-го". Стал интересоваться его музыкой. Часто с его именем появлялись имена Наймана, Райха, Райли и Карманова, Пелециса, Ваше, реже Айги. Кое-что удалось скачать в интернете. Среди них диск "Вчера". Прослушав его, я на всю жизнь полюбил музыку Георгия Пелециса. Также понравились пьесы Сергея Загния. Достал его "Сонату" в Вашем исполнении, но "Вчера" понравился больше. Написал Георгию, поблагодарил, он ответил. С радостью узнал, что он православный. С ним легко общаться. До сих пор переписываемся. Захотелось послушать музыку Павла Карманова, но его нигде не издавали. Написал ему, он ответил  и дал ссылку на свою музыку. Скачал и обрадовался, что в наше время есть много красивой и доброй музыки.  А со звуков .ру скачал в своё время некоторые Ваши композиции, и, как я сказал (без капли лести),  зацепили очень многие Ваши вещи. Ещё когда я ничего из Вашего не слышал, и случайно начали показывать "Вдох-выдох", в начале фильма заиграл Ваш «ми минор -2 рояля и литавры», я обратил внимание на автора, и когда узнал, что это Вы, то понял, что обязательно познакомлюсь с Вашим творчеством подробнее. В свободное время прослушал некоторые вещи Пярта, Гласса,  Наймана, но наша музыка мне милей. Даже минимализм в исполнении наших соотечественников звучит роднее, колоритнее и душевней.

Наша жизнь коротка, и человек не должен быть всеядным. Поэтому  я  не собираюсь "развиваться" вширь. Мне хватает этого малого круга авторов и исполнителей, которых приняла моя душа. Это и так отступление назад. Просто в свободное время хочется немного погрустить или порадоваться, и тут мне помогает эта музыка. Конечно, духовность не заменить душевностью, поэтому  считаю невозможным слушать церковную музыку с проигрывателя, даже знаменный распев. Эта музыка должна звучать только в храме. А у нас это превратилось в предмет купли-продажи. Хоры соревнуются на фестивалях, плодят диски с псевдо-духовными песнопениями. Очень жаль и обидно это видеть.

Из моих малых погрешностей есть любовь к "старым фильмам", которые редко показывают по телевизору (который мы тоже не смотрим). Люблю авторское кино. И музыку, о которой написал выше. Ну может ещё фотографировать люблю. У нас так много красивых мест. Если наша переписка продолжится, то с разрешения Вашего буду вкладывать некоторые фотографии нашего края. О многом ещё хотел спросить и
рассказать...

С поклоном и уважением

иером .Дамиан.

----------------------------------------

 

Мир Вам!

Очень и очень благодарен за тёплое и искреннее письмо. Столько добрых  и незаслуженно похвальных  слов мне никогда не приходилось  слышать. И хотя похвала есть ржавчина для любой души, а для монаха и вовсе смерть, я всё равно рад, что у Вас такое доброе и отзывчивое сердце. Спасибо.

Честно сказать, я думал, что Вам будет обременительно и скучно отвечать на мои банальные и безыскусные вопросы. Вам ведь приходилось за долгую творческую деятельность встречаться со многими видными и небезынтересными людьми. И тем более весомо Ваше желание не служить золотому Тельцу, не плыть с обезумевшим миром по течению. Все мы знаем, что по течению плывёт только мёртвая рыба. Дай Боже, чтоб Ваше решение оставалось таким же твердым до конца дней. Очень часто случается в нашей жизни, что нашей решимости не хватает, и мы прячем свою немощь за какие-то идеи, концепции.
 

Вы полностью правы по поводу злобы вокруг. И люди, мнящие себя православными, принимают в этом процессе огромное участие. Легче объявить себя верующим человеком, чем стерпеть обиду, или проявить участие в нуждах ближнего своего. Вместо того чтобы помолиться о даровании мира душевного или дара прощения обид, мы убиваем драгоценное и невосполнимое время на смотрение телевизора, погоню за бесконечно и ежечасно меняющимися "благами цивилизованного мира". Голова наша пухнет от ненужных  и бесполезных знаний. А применить их в жизни на благо ближним или самим себе мы не умеем. Вместо того чтобы смиренно начать восхождение на небо, мы за уши притягиваем небо к себе. Хотим спасаться, не лишаясь комфорта. А так ведь не бывает.
 

Очень рад, что вы тепло отзываетесь о севере. Поклон Вам за это. Но уверен, что и в Москве много хороших людей, по настоящему желающих спасаться и творить добро ближним своим. Просто они скрываются от мира и творят свой подвиг в тайне от всех. Москва стала как Вавилон. Все видят в ней лишь стартовую площадку для своего личного успеха. Надеются пройти по головам своих соплеменников, достичь своих целей, а потом стать добрыми и хорошими. Так тоже не бывает. Уверен, что есть та тихая и сокровенная Москва, такая, какая предстаёт нам в книгах Ивана Шмелёва.  И если город стоит, то, значит, в нём более 10 праведников есть, раз Господь  бережёт сердце России. Думаю и даже уверен, что и Ваша в том лепта есть. Вы служите Ему своим даром. Мне вот, к примеру, очень помогает в каждодневном служении Ваша музыка и музыка близких Вам по духу людей. После неё уже явно не поднимется рука на кого-либо. Вот сейчас пишу письмо под «фа-мажор» из "Вдоха-выдоха", и думаю, что она ведь любому нормальному человеку должна быть понятна. Тихая, умиротворяющая, созидающая. Так почему её не слышно ни на радио, ни на телевидении? Наверно, потому, что душа современного человека не может уловить что-то гармоничное или светлое. Душа современного человека состоит, наверно, из таких программ, как Максимум, «Ты не поверишь», канала ТНТ и нескончаемой  рекламы.  И где-то в крошечном уголке – надежда на спасение.
    

Спасибо за решимость пожертвовать свои диски. Мне, право, не очень удобно пользоваться вашим благорасположением. Честно сказать, я очень замкнутый человек, и не очень часто общаюсь или выхожу за территорию Подворья. И писать письма меня подвигла просто благодарность за то, что есть такие люди, как Вы, Павел Карманов, Георгий Пелецис, Владимир Мартынов, Алексей Айги, которые пишут интересную и понятную музыку. О которых известно только малому и ограниченному количеству  людей. У каждого из них свои убеждения и трудности,  свои понятия о мире и смысле бытия. Просто не случайно их музыка оказала на меня глубокое и позитивное влияние. Вижу в этом промысел Божий. И единственное, чем я могу быть полезен – отблагодарить их за это словами  благодарности и смиренными просьбами о них у Престола Божьего.

Фильм «Остров» тоже не остался незамеченным. Игра Мамонова. Музыка Владимира Мартынова. И главное чудо – что такой фильм снял именно Павел Лунгин. После «Олигарха», «Луна-парка», «Свадьбы»  вряд ли можно было ожидать от него такого пронзительного и искреннего фильма. Он бесспорно талантлив, но ведь талантом можно по-разному распорядиться. Он его приумножил сторицею, мне так кажется.
  

С низким поклоном и уважением

иеромонах Дамиан

-----------------------------------------

 

Доброй ночи!

Несказанно рад Вашему письму. Большое спасибо за диски. Вы пишете, что диск – это вещь цельная, и различные разножанровые композиции вкупе составляют завершённое произведение. Теперь смогу в этом увериться. Те некоторые диски, какие мне удалось раздобыть полностью – явное доказательство Ваших слов. Прослушав те, которые Вы отправили для меня, смогу ясно представить Ваше разностороннее и многогранное
служение Богу. Да и уверен, что буду приятно удивлён и обрадован новым, ещё не открытым для меня вещам. Столько много хорошего  слышал о " Тетрактисе". Да и те треки, которые вы выложили из "Страстного желания быть ангелом", мне интересны. Простите, что так коряво объясняю, но совсем не знаю музыкальных терминов. Сужу просто: нравится или не нравится. И многое начал понимать по прошествии некоторого времени. Также всем без исключения батюшкам понравился альбом  "Вдох-выдох". Очень надмирная и безстрастная музыка, несмотря на литавры и «джаз». Очень радостно, что Вы не перестаёте радовать и в новых своих работах. Каждая не похожа на предыдущую. И " T he piano and other sounds" - что-то новое, и " Quartet.ru" – прямо противоположно ему. С удовольствием слушаю музыку из заставок канала Культура и к программам передач на завтра. Ваш неповторимый стиль и исполнение теперь сразу мною узнаваемо. 

Забыл сообщить, что отправил Вам свою скромную посылочку с книгой про нашу обитель и иконочку. Думал, что бы Вам ещё такое отправить, чтоб Вам было интересно. Остановился на книгах о современных старцах Афона и засомневался. А сегодня вы упомянули о них в своём письме, а посылку я уже отправил. Обязательно отправлю её Вам в следующий раз.

Очень рад, что Вы, живя в Москве, по-старому относитесь к походу в театр или кино. Помню, раньше с мамой на каникулах мы приезжали в Москву или Питер, и за неделю мы обходили все культурные достопримечательности этих двух столиц – музеи, театры, Храмы. Раньше было немыслимо увидеть кого-либо жующим в кино, или тем более в театре. Или встать и выйти из кинотеатра  раньше, чем зажгут свет и закончатся титры. Сейчас совсем не хожу, чтоб не испортить те детские и отроческие воспоминания. Да и не пристало монахам выходить за пределы обители, кроме крайнего случая, и то по послушанию. Как много мы потеряли. И ведь никто не научит внутренней культуре. Не с кого брать пример. Только если человек будет расти духовно, и Бог будет открывать всю эту красоту и величие подлинного человека во всей полноте этого слова.
 

Полностью согласен с Вами про боязнь современного человека остаться хоть на минуту со своей совестью наедине. Какие это муки для них! Проживая всю жизнь за такой звуковой ширмой, как телевизор, радио, магнитофон или шум улиц,  эти люди  так и не знают, кто они на самом деле, на что способны. И где в таком шуме услышать голос Божий или голос своего Ангела Хранителя. Остаётся только жалеть, глядя на такой самообман и самозабвение.

От души поздравляю Вас с тем, что не имеете пристрастия к этому электронному идолу –телевизору. Вот ведь оружие массового поражения. Достаточно немного постоять и поглядеть в него, и такое чувство, что в помойной яме по уши вывалялся. И не спасают никакие рассуждения и самообманки насчёт просмотра «только новостей» или правильных и познавательных программ. Всё равно, включил – и ты уже в навозном болоте. Люди разучились читать и размышлять о серьезном. Перестали ходить в гости и писать письма. Всё стало неинтересным. Жизнь без телевизора стала пыткой. И самое смешное –что такие люди говорят о какой-то свободе и цивилизации. А ведь творящий грех – раб есть греха, и истинная свобода – это быть свободным от пристрастий и греховных наклонностей. А тут сразу смысл жизни теряется, если телевизор, к примеру, сломался. А чтоб добровольно отказаться от такой больной привязанности – так это такой подвиг, на какой современный человек вряд ли решится. Только если он стал верующим человеком, или из каких-то корыстных и тщеславных побуждений (быть не как все, или повод для презрения слабых духом). Так сами и крадём у себя бесценные минуты, отпущенные нам на познание смысла бытия.

Так редко мы уступаем друг другу там, где это просто необходимо, так мало пытаемся понять и простить даже самых своих близких. И наоборот, где надо быть убедительным и последовательным в своих решениях, мы проявляем преступную халатность и расхлябанность. Человеку свойственно меняться, искать, пробовать на прочность свою веру, свою жизненную правду, свои принципы. И загадывать, какой я буду завтра – неблагодарное занятие. Самое страшное, на мой взгляд – потерять веру или смысл своих поисков истины. Такое случается сплошь и рядом, и нет страшнее глаз такого разуверившегося человека. Он на всё способен. Но никогда такого не случается с людьми, искренне желающими найти Бога в этой жизни. С алчущими и жаждущими правды Божией. Лишь бы человек сам искренне верил и искал Бога. А не так как, например, пришла мода на православие – и все вдруг стали таковыми. Пришли гонения и испытания – и их опять горстка, готовых смертью своей доказать истинность своей веры. Опять провоцирую Вас на длинные письма … Но не могу не радоваться этому. Ведь так много можно ещё обсудить, поделиться сокровенным, наболевшим. Спасибо ёще раз за отзывчивость и доброе расположение. Низкий поклон Вашей маме и спутнице жизни. Простите за назойливость и бестактность.

 

С уважением
                                                                                                                        
иеромонах Дамиан

 

--------------------------------------------

 

Мир Вам!

…Сейчас все себя ценят. Каждый шаг, по мнению многих, должен высоко оплачиваться. Даже люди, которые вроде бы с подмостков сцены заявляют о себе как о людях верующих и принципиальных, а то и независимых, первым делом требуют себе повышенное внимание и особое отношение. И конечно же приличное вознаграждение. А ведь выезд такой персоны со своей свитой за пределы столицы – это десяток операций тяжело больных детей, или приюты для обездоленных. Каждый день люди замерзают на улицах, и их машинами свозят и сваливают в общую могилу. А город устраивает фейерверки, разгоняет облака для воздушных парадов. Безумно радуется победам на всяких  спортивных состязаниях и Евровидениях.  

…Мне кажется, что музыка должна быть простая, понятная, и главное – затрагивать самые тонкие и лучшие душевные струны. Многие сочинители сочиняют такие нагромождения из звуков, не понимая, что какая музыка – такая и душа, и внутренний мир. Всё истинное – просто, красиво и гармонично. Всё мельчает в этом мире. Человек вбирает в себя всё, что преподносит современный мир, и совсем не умеет выбрать самое главное и нужное, то, что он пронесёт с собой через всю жизнь.

Прочитал в Вашей статье по поводу последнего фильма Ивана Дыховичного, что Вы посоветовали ему отдохнуть от Вашей музыки, и музыкально оформить новый фильм с помощью Сергея Шнурова. Как Вы относитесь к творчеству Шнура?

А вот Гребенщиков мне больше нравится ранний, чем сейчас. Аделаида, Рок-н-ролл мёртв, Русский альбом, Кострома мон амур. В детстве я, как и все, застал Кино, Алису, ДДТ, Телевизор, Зоопарк. Но мне кажется, что рок – это что-то протестное, а сейчас вроде всё можно и дозволено, и это движение как-то выветрилось и обмельчало. По-моему, самое лучшее родилось у рокеров на стыке 90-х … Но они все повзрослели. Кто-то пришел к вере в Бога, а кто-то и в язычество. Но все равно самое лучшее уже было спето в молодости. Хотя и сейчас вроде есть очень приличные команды, и иногда получаются мини-шедевры.

…Так редко среди современных людей попадаются те, кто ценит каждый прожитый день, не суетится и здраво относится к смерти. Это под силу только истинным подвижникам. Приятно читать Ваши размышления на эту тему. Я тоже постоянно говорю людям, что завтра может и не быть. Жаль, что все соглашаются, а понять и почувствовать это боятся. А отсюда желание сегодня отдохнуть, а завтра начать жить добродетельно и по совести. А это самообман. С каждым днём человек становится всё слабее и ленивее. И откладывает исправление на завтра. И так изо дня в день, из года в год.

Молю Бога о Вас и Ваших близких. Низкий поклон всем Вам. Дай Боже Вам постоянного вдохновения и верных и благодарных слушателей.

 

С уважением

иером .Дамиан

 

--------------------------

 

Доброй ночи!

Как Вы замечательно рассуждаете о смерти! Совсем как христиане. Ведь весь смысл нашей жизни – это достойно подготовиться к смерти. И как русские люди раньше серьезно относились к переходу в иной мир. Не сказать, что совсем не боялись, но всегда готовились и ожидали её как избавительницу от страданий физических и переход в мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Отношение к смерти на Руси до Петра 1 разительно отличается от нынешнего. Цвет церковного облачения у священнослужителей при отпевании и при заупокойных богослужениях всегда белый. Это праздник для души. Тело вернулось в своё естество – т.е. в прах, а душа отходит к своему Создателю. Именно по отношению к смерти строилась вся земная жизнь человека, и это мерило никогда не подводило. А сейчас? Люди настолько окаменели и очерствели, что, видя вокруг себя десятки, а то и сотни смертей (катастрофы, погодные катаклизмы, теракты и тому подобное),  тотчас отгоняют всякое размышление на эту наиважнейшую тему. Как будто они собираются жить вечно и совсем не умирать. Безумцы – говорит о таких Священное писание. Они уже умерли душевно и духовно.

Как современный человек, особенно на Западе, и теперь у нас стал бояться старости! Раньше такое состояние было  почётно, говорило о том, что человек познал этот мир, своё предназначение, смысл своего пребывания на земле. Старец мог предостеречь молодых от ошибок, передать свою жизненную мудрость детям, внукам, правнукам. А теперь, к сожалению, что только ни выдумывают, чтоб не выглядеть старым. И всякие подтяжки, и уколы, и  таблетки, и стволовые клетки, и тому подобное. Как это всё глупо и нелепо. Думаю, если человек прожил добросовестную честную жизнь, то к концу её он должен испытывать чувство гордости, удовлетворения и желание покоя. А всё остальное от лукавого, сплошное тщеславие и собственный эгоизм.  Жаль людей, всю жизнь проживших и так и не понявших, зачем они на свет родились.

 

------------------------------------

 

Мир Вам!

Вчера получил Вашу посылку с дисками и очень обрадовался. Во-первых, всё дошло в целости и сохранности, а во-вторых очень быстро, что редко случается с нашей почтой. Теперь у меня коллекция почти из всех Ваших дисков. Некоторые уже послушал и отметил для себя некоторые из наиболее запомнившихся композиций. Очень понравился альбом Save Changes Before Closing, а в нём последняя композиция. Как красиво и умиротворяюще звучит рояль на фоне пролетающих звуков машин, поездов, самолётов, шума улицы и зрительного зала. Music for piano тоже доставила глубокое душевное наслаждение. Ни одного всплеска эмоций, никакой страстности. Как и ожидал, два недостающих у меня трека из «Страстного желания быть ангелом» меня порадовали. Umbra solis – особенно. Остальные пока не прослушал, но постепенно буду вслушиваться и в остальные композиции. Со мной подвизается о .Герасим, и ему понравился диск «Тридцать семь наставлений монаха Тогме». Он вообще немного более меня подготовлен в этом вопросе, т.к. увлекался восточными философиями ( правда на уровне боевых искусств). Но всё же диск ему понравился. Обязательно прослушаю его и скажу Вам своё мнение.

Теперь мне более понятно Ваше желание оставить концертную деятельность и сосредоточиться на написании музыки, какую Вы любите и какая Вам интересна. Невозможно написать глубокое  и содержательное  произведение и при этом расплёскивать себя перед обществом, не всегда понимающим, что ты пишешь, и что является для тебя самым важным и насущным. Я читал, что даже в "Доме", где вроде бы собирается подготовленная и думающ ая аудитория, многие выступления  проходят перед жующей и распивающей пиво зрительской толпой. Разве это не оскорбление и не унижение для исполнителей? Очень рад, что вы осознали это и нашли мужество отойти от этого, при этом не надмеваясь и не укоряя  своих друзей и единомышленников.
  

С уважением и благодарностью

иером .Дамиан с братией

 

---------------------------------

 

Мир Вам!

Несказанно рад каждому новому Вашему  письму. Спасибо, что находите время ответить на мои банальные вопросы и искренне рассказываете о своём мироощущении и взглядах на происходящие вокруг события.

Мы, как и обычно, служим каждый день. Нас два иеромонаха – о .Герасим и я. Есть ещё монах Макарий. Предивнейший монах в своей природной простоте. Он поёт и читает, а мы чередуясь служим. По вечерам есть время немного посмотреть что-нибудь о музыке в интернете или в православных сайтах. Но, честно сказать, я не любитель этого. Вред от праздношатания по интернету намного больше, чем  от чего бы то ни было, включая телевизор и прочую ерунду. И только переписка с Вами и Георгием Пелецисом греет мою грешную душу. Иногда и Павел пару строк сбросит.

О.Герасим не на шутку подсел на «37 наставлений монаха Тогме» и на «Музыку для 35 Будд» и спрашивает, чей голос звучит в  Простирании пред 35 Буддами?

В скором времени у нас грядут перемены  на подворье, и мы переезжаем на новое место. Назначат нового настоятеля, и я не знаю, будет ли у меня доступ к компьютеру. Но в любом случае надеюсь, что наша переписка продолжится на долгое время. Если я, конечно, не надоем вам своими вопросами. Не смущайтесь и спрашивайте меня, о чём бы Вы хотели спросить. Буду рад ответить и помолиться за Вас и ваших близких.

С уважением и поклоном

иером .Дамиан

 

-------------------------------

Мир Вам!

Поверьте, что от каждого письма я получаю огромное удовольствие и радость. Вообще взаимоотношения между людьми в последнее время настолько покрылись пеленой  фальши, лицемерия и лукавства, что иногда просто не хочется вообще с кем-либо общаться, кроме молитвенного общения с Богом, Богородицей и святыми. Так легко могут близкие обидеть, предать или отречься. Воистину "Не надейтесь на князи и сыны человеческие, в них же несть спасения ." Слава Богу, Вы этим не страдаете.
      

Большое спасибо за ссылку из газеты про тибетские события. Раньше я не следил за этой темой, а теперь постараюсь больше уделять ей внимания. Единственное, что мне показалось, что страны, которые пытались бойкотировать Олимпиаду в Пекине и выступать с резкой критикой Китая, откровенно лукавили. Они не столько озабочены чудовищным вмешательством Китая в суверенитет другой страны, сколько своим личным неприятием страны, которая становится опасной для всего мира. И с которой теперь невозможно не считаться. Они попытались критиковать власти Китая, а существенной помощи так и не предоставили. Тибет не Ирак. Там нефти нет. В любом случае, то, что творится – предостережение всем нам. Не надо обманывать себя мнимой и иллюзорной дружбой с таким монстром. Скоро нам, возможно, придётся и самим столкнуться с экспансией со стороны Китая. В принципе, этот захват уже давно идёт. Лет 18 назад я был у родственников на Дальнем Востоке, и уже в то время все рынки были в их руках. А теперь и подавно. Мужики спиваются. Бабы не рожают, и только и торгуют теми же китайскими шмотками. Храмов – единицы. На площадь 400кв .км – один или два. Страшно и обидно. Наши предки приходили с проповедию и  присоединяли земли Сибири для нашей Отчизны, а мы так наплевательски относимся к тому, что нам даровано Богом  для развития в духовном и экономическом плане. Очень жаль.
  

Давно замечаю, что люди в центре России в духовном плане совершенно другие, чем на Севере или в Сибири. Мне приходилось видеть это на примере многих моих столичных знакомых. Батюшки по-разному проводят свободное время. Кто-то снимает или снимается в кино, как о .Иоанн Охлобыстин, кто-то ходит на рукопашный бой. Кто-то плавает с аквалангом, кто-то работает в свободное время дальнобойщиком. Действительно, это не может не удивлять. Но мне кажется, они все же осознают свои немощи и искренне каются втайне перед Богом.
   

И вполне справедливы Ваши слова и мысли, что если человек нашёл Бога иверует в него, у него не остаётся времени на "новое сакральное пространство" или прочие концепции и идеи. Зачем что-то выдумывать и нагромождать своим искажённым восприятием мира? Зачем какие-то особые пути спасения и служения Богу – той же музыкой или прочими дарованиями, полученными от Него…


К сожалению, менталитет людей меняется и здесь. Все хотят комфортно жить, безболезненно наслаждаться "благами цивилизации", долго не стареть и как можно дольше не умирать. И  здесь люди мельчают благодаря единому информационному полю ( интернет, телевизор, мобильные услуги), люди мало стали отличаться от столичных. У всех желание иметь дорогой автомобиль, квартиру, дом за городом, ну и раз в неделю и по праздникам часовой поход в храм, половина которого проходит в очереди за свечами или подачей записок. К сожалению, той подвижнической и аскетической целеустремлённости уже нет, и в этом наша вина – монахов и священников. Сами не горим и окружающих не можем зажечь огнём веры. Можно конечно свалить всё на обстоятельства, на отсутствие духовных школ, харизматичных личностей, на прерванную и утерянную традицию и внутреннюю культуру, но это только маленькая часть правды. Основная же в том, что искание правды Божией, служением Ему без остатка  и прилежное исполнение заповедей Его стало для нас не первоочередной задачей. Увы ...
     

А к вере я пришёл сам для себя неведомым путём. Сложно описать, как Господь касается души человеческой и перерождает её в одночасье. Со мною в один миг произошло такое чудо. Был я ярый атеист, и как-то, будучи в отпуске, в споре с одним верующим человеком я позволил себе много высказать безумных и кощунственных слов в адрес Бога, и тут вокруг меня что-то сгустилось и помрачилось, и я почувствовал, что если позволю себе ещё хоть слово против Господа, то меня просто разорвёт, или произойдёт что-то страшное. Я нехотя взял первую попавшуюся книгу про Веру, ПроБога. Это оказалась книга замечательного православного подвижника из Северной Америки о .Серафима Роуза - "Душа после смерти". Он прошёл через все религии и обрёл для себя истину в Православии. Читая её, я более не смог себя обманывать, что я не верующий в Бога человек. Приехав из отпуска, я пошёл в храм и крестился. И в этот день познакомился с батюшкой, который терпеливо отвечал на все мои каверзные и полные упрёка вопросы по поводу, как мне казалось, несовершенства в этом Богом устроенном мире. О страданиях детей и людей, о Промысле, о справедливости и прочем, прочем, прочем, о чём спрашивает всякий, интересующийся о смысле этой жизни человек. Почему-то у меня была уверенность в принятии монашеского чина с самого начала. Семейные хлопоты и домашнее хозяйство – это слишком ответственно для такого безответственного человека, как я. Да и служить Богу в свободное от домашних дел время – непосильный для меня крест. По жизни у меня было 4 друга, которые и остались до сих пор таковыми. К Богу я пришёл сразу после окончания техникума. В армию готовили, но, к сожалению, не взяли по болезни. Так что Господь вёл меня своей дорогой к познанию Его Воли. И как я ни пытался отойти хотя бы на время с этой дороги, то попадал в болота грехов и страстей, и опять возвращался на этот скорбный и тернистый путь. Уезжать с севера я не собирался, и молю Бога, чтоб этого никогда не произошло. А так как у нас единственный монастырь, то и привёл Господь меня именно в него. Чему я несказанно рад. Ибо только в служении Богу, служению обители, которая меня приняла и духовно воспитала, в служении своему Северному краю и моей Отчизне (какая бы убогая или безобразная она ни была) – вижу только в этом смысл моей никчемной жизни. Надеюсь, наши убогие и корявые моления дойдут до престола Божьего, и он помилует нас. Даст нам вразумиться от скорбей и того позора, в каком мы находимся по причине забвения Бога, Его заповедей и наказов, и заветов наших славных предков.
       

Вот такое мое исповедальное, может, местами и пафосное или сентиментальное письмо, но поверьте в его искренность. Мне очень легко с Вами общаться на эту тему. Наши взгляды во многом похожи, да и не случайно Господь так нас свёл в переписке. Простите опять за длинное письмо. Прошу Вас не торопиться на него ответить. Не хотелось Вас этим обременять.

 

С поклоном и уважением

иером .Дамиан

---------------------------------

 

Мир Вам!

Весьма признателен Вам за Ваши добрые и искренние слова. Но поверьте, они совсем не заслужены мною. Хорошо на словах выглядеть скромно и благообразно. Но если бы Вы были ближе знакомы со мною, то удивились бы, насколько можно обмануться в человеке. Что можно, прикрываясь рясой и священническим и монашеским чином, творить такие беззакония, какие я совершаю каждодневно и без страха Божьего. Увы, увы мне. Время уходит, силы оскудевают, а я так и не положил начало покаянию. Душа моя питается, по словам прп .Макария Великого, смрадом собственных помышлений и мечтаний, а не молитвой Иисусовой.
  

В прошлом письме Вы поведали о своих исканиях Бога, о людях, которые Вам в этом помогали. Очень проникнулся глубиной Ваших  взглядов на эти ответственные и важные в жизни каждого нормального человека  вопросы. Очень рад, что Ваша мама воспитывалась в старой вере, и при этом ходит в нашу церковь. Я с большим уважением отношусь к старому обряду и довольно подробно изучал историю великой трагедии нашей истории – раскола 17 в. К сожалению, из-за политики, чтоб не было различия в обрядах, патриарх Никон принял самоличное решение о замене древних Византийских, и, следовательно, древнерусских обрядов на современные греческие. А греки к тому времени уже давно приняли унию и обучались и печатали свои книги в Венеции и Неаполе. И конечно, идеи и вероучительные основы католичества не могли не отразиться на их обрядах и вере. И желание царя Алексея Михайловича стать во главе православного царства и объединиться с  утеснёнными греками и украинцами привело к замене обрядовости с византийского и древнерусского на новогреческий, по которому мы сейчас и живем. И только в 1971 году наша церковь сняла клятвы, наложенные патриархом Никоном на старые обряды, и признала равноценность как и старого, так и нового обряда, а сами реформы патриарха Никона – поспешными. Но, к сожалению, 300 лет гонений на старообрядцев не прошли даром. Люди современные мало знают об отмене клятв,  а читают старые, переизданные книги, а почти в каждой – нападки на старую веру.
   

Если Вы видели меня на фотографии с крестом в Ковде, я в старообрядческой однорядке. Она намного удобней и практичней современных греческих подрясников (которые распахиваются при малейшем порыве ветра). Также пользуюсь лестовкой, а не шерстяными чётками, которые очень распространены у нас. Постепенно идет возврат к уважению нашего прошлого. Возвращается знаменное пение, сохранённое старообрядцами,  и идет подготовка к объединению с ними, но, к сожалению, всё это опять чисто политические мотивы. Желание понять, принять  и жить благочестиво, как жили наши предки в глубокой древности, никто не хочет, да и люди совсем другие, и дух уже не тот. Всё в прошлом. Только слушая  такие ансамбли, как Сирин, можно иногда услышать и чуть-чуть зацепить тот отголосок старого духа, которым когда-то славилась наша Отчизна. В фильме «Михайло Ломоносов», особенно в первых сериях, Владимир Мартынов очень удачно озвучил эти моменты. Я с детства запомнил эту музыку, и спустя годы, уже будучи верующим человеком, начал именно с него изучение знаменного пения. Да, в продолжение темы старообрядчества, и фамилия Ваша тоже очень почётна и распространенна в старообрядческой среде.
  

…Когда мы держали веру и жили по заповедям Божьим, то и были народом избранным –Третьим Римом в духовном, а не мирском понимании (так, как и понял эту идею царь Алексей Михайлович),  но из-за гордыни и чванства, небрежения к ответственному хранению своих основ государственности и заветов предков, потеряли то, что некогда имели и берегли пуще зеницы ока. И сейчас, когда кто-то говорит о русскости, о величии Веры или возрождении Русского духа, то просто плакать хочется, как пошло и нелепо это звучит. Общество – как церковное, так и светское – настолько расколото и раздроблено, что удивительно, как мы ещё существуем... 

В последнее время жители Москвы и других столичных и крупных
городов стали часто приезжать и проводить лето в наших краях, а больше
всего на Терском берегу Белого моря. Местные жители ворчат на новые
обычаи, которые привозят новые искатели приключений, но сами ещё больше виноваты. Не ценили своего богатства и потихоньку спивались, деградировали в духовном плане. Отцы их разрушали церкви и писали доносы на своих же сродников, если те ходили в Храм и молились Богу, а теперь вместо покаяния и осознания своей и отцовской вины и восстановления храма или часовни они продают остатки той былой роскоши, которой так славился этот чудный край.. А вновь приезжие искатели приключений - это в основном  туристы и просто отдыхающие и пресыщенные жизнью люди. На местную природу и на местное население они смотрят как на необходимые атрибуты своего времяпрепровождения на отдыхе. Горы мусора, пожары, остатки выпотрошенной рыбы и другие плоды "цивилизованного" отдыха - вот основное впечатление от приезжих гостей.
    

Но есть и другие. Есть те, которые, однажды побывав здесь, уже на всю
жизнь полюбили этот суровый и богатый добротой край. Каждый год они
стараются вернуться сюда. Кто-то едет потрудиться на восстановление
заброшенных храмов или святынь. Кто-то едет за чудесными пейзажами, кто на рыбалку, кто просто хочет испытать себя в горах (как это любил делать в
Хибинах Юрий Визбор). Очень радостно, что всегда есть и такие приятные и любезные жители нашего Отечества. Спасибо им .
    

Опять я отвлёкся и понесло меня описывать родной край. Думаю, будет хорошо, если каждый будет хоть немного любить свою малую Родину и место, где мы родились, не той елейной или слащаво-приторной любовью, от которой уже становится тошно, а так, чтоб видеть недостатки и пороки своей семьи, своего дома, края, области, страны, и при этом не озлобляться, а пытаться как-то оправдать или просто по человечески извинить их немощи, и стараться как-то исправить ту корявость и  греховное убожество, которое поразило всю нашу сущность.

 

С искренним уважением и поклоном

иером .Дамиан

 

--------------------------

 

Спаси Христос!

Опять прочитал множество добрых и возвышенных слов в мой адрес. Поверьте мне, Вы искренне заблуждаетесь. Мы просто  не испытываем столько нападок со стороны злобы окружающего мира, как это выпадает на долю православных подвижников, которые живут в той же Москве или Питере, или в других больших городах. Несложно молиться за мир, спрятавшись от него за толстыми стенами, а вот в реальной битве, живя среди Содома и Гоморры – вот  настоящий подвиг. Поверьте, я лишь высказываю свое мнение, совпадающее со мнением многих  других православных христиан, которые думают и мыслят так же, как и я, но в отличие от меня они ещё и реально трудятся и искренне вымаливают этот  мир. Но в любом случае спасибо, что Вы находите что-то полезное и нужное в наших скромных трудах и делах. И особенно благодарен за вашу искренность. Так приятно читать слова, которые соответствуют своему прямому смыслу. «Да» значит «да», «нет» - «нет». То, как мы обращаемся со своим языком – это ужаснейшее преступление. Каждое слово теперь стало иметь множество разных подтекстов и значений. Говорим «да» – в уме «нет». Пошлость и гадость стали выражаться самыми красивыми и благозвучными с виду словами, а ложь так прочно опутала наши слова, дела, поступки и намерения, что просто невозможно одними человеческими силами избавиться от этой паутины. И тем паче приятно, что Вы говорите то, в чём Вы искренне уверены, так, как это и есть на самом деле. Смею уверить, что ни капли не серчаю за прямоту и резкость некоторых воззрений и ответов, а наоборот, познаю  своё несовершенство. Мало того, что пишу с грамматическими ошибками, но и иногда стыжусь сказать прямо и смело то, о чём думаю и чем живу. Пытаюсь сгладить острые углы и смягчить резкие высказывания, которые иногда просто необходимы.

…Полностью с Вами согласен про спорт, который сильно развивает человеческую гордыню. Это не просто глупо, а даже безумно – бесноваться по поводу победы нашей команды и считать это патриотизмом. Лучше изучать свой язык, свою культуру, своё прошлое. Лучше отучать себя от вранья, от безудержного пьянства, от воровства на каждом шагу. К сожалению, легче пойти на матч, орать до утра, бить и жечь машины, чем сходить в храм. Ведь в храме мы можем увидеть всё свое безобразие, всё уродство своей души, а нам это так неприятно.

Как Вы правы, когда пишете про крайности,  которыми страдают православные христиане! В наше время, после духовного голода, многие поняли, что быть неверующим не только глупо, но и противоестественно. Ведь даже атеист свято верит, что Бога нет, а всё создала природа сама по себе.  И когда появились книги о Вере, о Боге, то многие с самой искренней  уверенностью уверовали в Господа и пошли за ним. И ведь это самые лучшие из сынов России. Которые не захотели остаться в СССР или в современной России (в историческом смысле слова), т.е. не стать коммунистами или демократами, либералами или брокерами, дилерами, рэкетирами и прочими, прочими. Просто захотели служить Богу и тому Отечеству, в котором они узнали о Нём и где до них жили и
трудились их предки.  Поначалу всё вроде бы шло легко и спокойно, но ведь Христианство – это путь за Христом, со всеми  вытекающими отсюда последствиями. То есть от Осанны в Вышних до Распятия. Не имея духоносных наставников, опытных пастырей, старцев  и просто верных друзей, которые вовремя и правдиво подскажут о заблуждениях и ошибках, многие падают и ломаются, повреждаются в духовном смысле. А восстают единицы, которые учатся на своих падениях и ошибках, познают свою беспомощность и бессилие справиться со своими страстями и пороками. Они начинают изучать  эту сложнейшую из наук – служение Богу. Одни уходят в семинарию и не замечают, как становятся законниками и фарисеями. Всю оставшуюся жизнь им не хочется долго и регулярно молиться. Зачем, они и так уже всё знают. Таких "грамотных" часто можно видеть на светских приёмах, на концертах, в спортзалах, на освящении банков, и на прочих официальных мероприятиях. Другие закрываются от мира. Не выходят из дома. С утра до вечера молятся и читают лжепатриотические и лжестарческие книги. Считают зазорным углубляться  в истинную святоотеческую литературу (там ведь каждое слово свидетельствует об искаженном понимании христианства этими "подвижниками"). Ездят круглый год из монастыря в монастырь, от старца к старцу. Вместо духовной пользы – одно осуждение, злоба, самолюбование. И эти два полярно настроенных против друг друга течения всегда присутствовали в истории нашей православной церкви. Очень и очень печально это видеть. Но всегда есть люди, у которых знания подтверждаются делами. Которые одним словом обуздывают толпу и укрощают мятежные бури страстей человеческих. Мир ими и стоит. Увы, за свою недолгую жизнь я не прибился ни к одному, ни к другому берегу. Ни обучился основам православия,  и не познал Господа путём опытным. Остаётся только молить Бога, чтоб  просветил Он меня Своим Светом и укрепил на скромные труды во славу Его Святаго Имени.

Прошу прощения за высокий и школьный слог в описании своих взглядов, но к сожалению я такой поверхностный человек, что только так и познаю эту жизнь, сшибаю одни верхушки, а копнуть поглубже... Поэтому ещё раз прощу прощения, что не могу посмотреть так глубоко на некоторые вещи и события, как бы мне хотелось.

…Как мало таких людей, которые могут презреть какие-либо  сиюминутные выгоды, человеческую  славу,  и полностью и без остатка предать себя на служение другим. Доказать свою веру делами, а не отвлечёнными умозаключениями и рассуждениями, чем страдает 90 % человечества.

Испрашиваю прощение и низко кланяюсь Вам .

С уважением
                                                                                               
иером .Дамиан

 

-------------------------------

 

Уважаемый Антон!

Я  ещё более обрадован, что наша переписка не оскудевает, и у нас так много тем, которые мы так серъёзно и обстоятельно обсуждаем. Думаю, это оттого, что нам не безразлично, что происходит вокруг нас с нашим Отечеством, с нашими близкими,  да и со всем окружающим нас миром, как видимым, так и невидимым.

Наши мнения по поводу современного кино почти полностью совпадают. Какое кино мы потеряли, гоняясь за Западом! Всё равно никогда не догоним, а своё забудем. Наши современные картины – жалкая пародия на кино. Мультфильмы вообще не отличить от диснеевских. Те же движения, рисунки, такие же шутки, "примочки", "приколы". А по сути – такая пустота  и тоска... Почему нашим детям надо говорить о той же войне с помощью таких фантастических трюков, как перемещение современной молодёжи в прошлое ("Мы из будущего")? Неужели им стало скучно смотреть те же «17 мгновений» (действительно замечательный фильм)?  Сколько замечательных и сильных фильмов о войне: "Иди и смотри", фильмы Бондарчука старшего, Леонида Быкова, Калатозова, Чухрая, Озерова, экранизации Симонова, Шолохова, Быкова, Бондарева и прочие.  Неужели современным детям, чтобы проникнуться и не заскучать, нужно что-нибудь наподобие "Спасти рядового Райана" или "Список Шиндлера" или "Перл Харбор" и тому подобное?  Что же будет через пару поколений?

… Успешным  считается фильм, если в нём пуля сносит полголовы, и взрывами разбрасываются останки человеков. Понимаю, что современный человек настолько отупел и огрубел, что ему необходим такой грубый натурализм, но, к примеру, улыбнётся такой весь израненный боец голливудской улыбкой, сверкнёт до блеска зубами, чищенными блендаметом или колгейтом, и выходит наружу весь пафос современного исторического или военного кино. Не могу смотреть на компьютерные спецэффекты. Это что-то наподобие мультфильмов. Сразу теряется вся серьёзность момента. Действительно, какие раньше были фильмы. Если сравнить, как рассказали о войне отец и сын Бондарчуки, то получится большая и существенная разница, хотя и войны разные. "Они сражались за Родину"  и "9 рота". В первом ни одного мата, а второй преизобилует ненормативной лексикой. В первом нет компьютерных "примочек", второй на четверть состоит из них. Первый фильм можно смотреть каждое 9 мая, а второй вряд ли кто захочет смотреть повторно, хотя туда вложено столько денег.

Вот один из лучших в своем жанре фильм Александра Прошкина "Холодное лето 53-го" с замечательной музыкой Вл .Мартынова. Разве может он надоесть, как надоедают многие современные псевдо-полотна на тему Сталина, Берии или лагерной жизни?

А вообще в наше время люди стали так жестоки сердцем и безразличны к окружающему миру, что пробить их и заставить как-то отреагировать на простые человеческие чувства становится всё сложнее. Даже такие добрые фильмы с Одри Хепберн или Вивьен Ли им кажутся скучными и непонятными, не говоря уже о старом и добром французском, итальянском кино или кино социалистических стран. Отсюда, мне кажется, в современном кино постоянный садизм, извращения и жестокость, граничащая с полным попранием всякой человеческой морали. Одно радует, что можно приобрести старые фильмы в хорошем качестве и без всякой рекламы насладиться просмотром как одному, так и с людьми, которые не разучились видеть и понимать человеческие проблемы на привычном и нормальном для любого здравомыслящего человека языке.

А по поводу выкладывания писем на сайте мне кажется, что действительно не всем они будут понятны и приятны. Если у Вас есть такие друзья, с которыми Вам хочется поделиться нашей перепиской, то буду только рад. Вот Павел Карманов  выложил тоже некоторые из писем, которые я написал ему, в своём живом журнале, и кроме мнений «Ух ты» и «Ах ты» особо и сказать-то нечего. Хотя тут тоже промыслительно, что по этим письмам меня в интернете нашёл один иконописец, с которым мы договаривались о написании икон для нашего монастыря. А у него полетел жёсткий диск, и наш адрес и вся контактная информация потерялась. И вот в поисковике он набрал мое имя и вышел  на Павла, а он передал эту информацию мне. Вот такие иногда маленькие чудеса встречаются в нашей жизни в моменты, когда их не ждёшь.
 
Низкий поклон и искреннее благодарение от нашей братии.

С уважением
                                                                                                                            
иером .Дамиан

 

-----------------------------------------

 

Мир Вам!

Уважаемый Антон! Как я Вам благодарен, что находите время так подробно и содержательно отвечать на мой послания! Поверьте, что с каждым письмом я всё больше убеждаюсь в Вашей скорби  и тихой печали о том, что  все люди всуе мятутся,  и краткую жизнь свою тратят на такие пустые и сомнительные радости, вместо того чтоб оглянуться вокруг себя и просто понять, что огромную радость могут  доставить и самые простые и необременительные вещи. Если быть немного внимательней к нуждам других и строже к себе, и не пропускать тех добрых дел, которые нам по силам сотворить в течение дня, то мир вокруг нас изменился бы в одночасье. Но увы, увы. Даже самая малая добродетель совершается с какой-нибудь корыстной целью. Дело пустяковое сделаем, а саморекламы на весь белый свет хватает. И такое состояние охватывает всё больше и больше людей. Печалюсь вместе с Вами  о нашем всеобщем ослеплении и о том, что и сам я причастен всем тем  немощам, о которых описал выше.

Как я рад Вашим дискам. Многие Ваши вещи стали восприниматься по-новому благодаря и Вашим комментариям в письмах, и внимательному и неспешному прослушиванию некоторых вещей, на которых раньше не останавливался. Пишу и слушаю " piano / august 1996". Какая тихая и неспешная музыка. И только сейчас доходит до меня, зачем Вы оставили концертную деятельность. Ведь современное человечество не услышит ничего созидательного и полезного из этой мелодии. Просто оно не сможет просидеть более 5 минут, вслушиваясь в звуки, которые неспешно ложатся на душу. Да и боятся многие просто посидеть и послушать что-то спокойное. Окружающий мир приучил нас постоянно куда-то бежать, с утра до вечера  обманывать себя, что занимаемся чем-то глобальным и сверхважным. А ведь самое важное и нужное – это быть внимательнее к своим грехам и окружающему миру. Не пропустить мимо себя человека, которому мы в состоянии помочь, накормить, одеть, утешить или просто подать стакан воды. Заснуть, не гневаясь ни на кого – разве это не великое и сверхважное  дело для каждого из нас?

 

Храни Вас Бог!

С уважением и поклоном

иером . Дамиан

 + + +

 

P.S. Я сейчас прочитал свои письма со стороны, и поверьте,  Вы совершенно не правы по поводу гордости. Она есть у всех кроме Бога. Даже у святых она сведена к минимуму, но и то она постоянно ищет, как бы себя проявить. Дщерей у неё великое множество. Но самая большая беда - не видеть её или делать вид, что она побеждена нашими человеческими усилиями. Увы, это наследие нашей человеческой повреждённости.